Использование чужих фотографий. Как не нарушить авторское право. Часть 3 — IMLEX.PRO
imlex@imlex.pro +7-922-204-13-31

Использование чужих фотографий. Как не нарушить авторское право. Часть 3

Требования к информации о детях в СМИ

IMLEX.PRO продолжает знакомить читателей с юридическими аспектами использования фотографий в СМИ и на интернет-сайтах. В первой части этого материала мы рассказали о том, какие действия необходимо совершить, чтобы обеспечить соблюдение интересов авторов и правообладателей фотографий. Во второй части были приведены примеры нескольких судебных дел, в которых редакции СМИ, допустившие незаконное использование чужих фото без согласия правообладателей, безуспешно пытались доказать, что эти фотоизображения не представляли собой результат творческого труда и носили характер новостей. В большинстве случаев судами такие доводы не воспринимаются: суды исходят из того, что любая фотография (а также видеозапись), сделанная человеком, имеет автора и, следовательно, охраняется авторским правом. В то же время, существует ряд случаев, в которых средства массовой информации могут использовать фотографии без разрешения правообладателей и без выплаты им вознаграждения. Рассмотрим эти случаи.

 

Ст. 1274 Гражданского кодекса РФ перечисляет случаи свободного использования произведений (включая фотографии) в информационных, научных, учебных или культурных целей. В контексте рассматриваемого нами вопроса остановимся подробнее на трех основаниях такого использования.

 

Цитирование фотографии: можно, но рискованно

Любые произведения могут использоваться в качестве цитат. Гражданский кодекс не делает здесь каких-либо специальных оговорок в отношении фотографий. Допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения (но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования) «цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования» (подпункт 1 пункта 1 ст. 1274 ГК РФ). Еще в 2003 году Верховный Суд РФ в определении № 78-Г03-77 дал определение цитирования: «Включение одного или нескольких отрывков из произведения одного автора в произведение другого автора».

Каким признакам должна отвечать фотография, чтобы при возникновении спора ее использование можно было квалифицировать как «цитирование»? Таких признаков пять.

  1. Любая цитата – это неотъемлемая часть произведения, несущая определенную смысловую нагрузку. Цитата не может быть удалена из произведения без потери или искажения его первоначального смысла. Этим цитата отличается от иллюстрации, правила использования которой существенно отличаются от правил цитирования. Как разъяснил Суд по интеллектуальным правам в постановлении от 26.08.2015 г. по делу А73-13567/2014, иллюстрация – это «дополнительный материал, усиливающий восприятие читателя, однако его отсутствие не сказывается в целом на информационной составляющей произведения, в то время как цитата является его неотъемлемой частью, то есть не может быть изъята из такого произведения без значительного причинения ему ущерба и искажения смысла». Таким образом, фотографии должны не просто иллюстрировать сказанное в тексте или подтверждать текст, а быть частью этого текста, при отсутствии которой текст потеряет смысл.
  2. Существенное значение имеет цель цитирования — научная, полемическая, критическая, информационная, учебная, а также раскрытие творческого замысла автора (фотографии, которая цитируется). Причем эти цели должны быть направлены именно на объект цитирования (т.е. фотографию), а не на информацию, сообщаемую фотографией. Например, фотография может быть признана цитатой, если такая цитата приведена для целей развертывания дискуссии, научного обсуждения или критики этой фотографии. В большинстве случаев суды отказываются признавать фотографии цитатами именно по этому критерию. «Цитирование, направленное на усиление художественного воздействия, эстетического восприятия произведения читателем, зрителем, слушателем не может осуществляться свободно, поскольку не связано с названными целями» (постановление Суда по интеллектуальным правам от 08.10.2014 года по делу № А40-160673/2013).
  3. Цитируемое произведение должно быть правомерно обнародовано. Т.е. не допускается цитирование контрафактных материалов. Также не рекомендуется цитировать материалы, автор которых неизвестен, поскольку в противном случае невозможным окажется обеспечение соответствия четвертому признаку.
  4. Цитирование должно сопровождаться указанием автора цитируемого произведения и источника заимствования (в некоторых случаях правообладатели специально оговаривают, каким образом необходимо делать ссылку на источник заимствования в случае цитирования материала).
  5. Если следовать определению цитирования, данному Верховным Судом, цитирование допускается в отношении не всего произведения, а лишь его части, в объеме, «оправданном целью цитирования» (о целях цитирования см. подробнее второй признак).

ВНИМАНИЕ! Несмотря на то, что до 2014 года встречались судебные акты, в которых использование фотографий могло рассматриваться как цитирование, в последние три года суды занимают иную позицию и либо не соглашаются признавать фотоизображения цитатами, либо указывают на то, что такие цитаты не соответствуют целям, перечисленным в Гражданском кодексе.

Правда, суды в некоторых случаях могут понимать цитирование весьма своеобразным (даже – странным) образом. Так, в одном из постановлений Суд по интеллектуальным правам, сославшись на Толковый словарь В. И. Даля, указал, что «цитировать» — значит «приводить чьи-либо слова, делать выписку дословно». То есть, цитирование, как заключил Суд, есть «дословное повторение какой-либо части именно текста, а не иной графической формы (фото-видеоизображения)» (и правда: как это Владимир Иванович Даль не догадался в своем словаре написать про фотографии, видеозаписи, а заодно про Интернет с блогерами, спамерами и ботами?!). Почему Суд по интеллектуальным правам не применил понимание цитирования, сформулированное Верховным Судом, — загадка.

 

Читайте по теме: «Можно ли процитировать фотоизображение? Оказывается, нельзя…» в авторском блоге Артура Мочалова на zakon.ru

 

Возможно, данная ситуация в скором времени изменится. 18 апреля 2017 г. Верховный Суд РФ вынес определение, в котором указал, что  «выводы судов апелляционной и кассационной инстанций, основанные на определении слова «цитирование», данного в словарях, о возможности цитировать только литературные произведения, не соответствуют положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Согласно позиции Верховного Суда, «любые произведения науки, литературы и искусства, охраняемые авторскими правами, в том числе фотографические произведения, могут быть свободно использованы без согласия автора и выплаты вознаграждения при наличии четырех условий:

  1. использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях;

2. с обязательным указанием автора;

3. источника заимствования и

4. в объеме, оправданном целью цитирования.

При этом, цитирование допускается, если произведение, в том числе фотография, на законных основаниях стало общественно доступным».

Отметим, что цитирование фотографии может быть признано правомерным далеко не во всех случаях. В данном деле, по которому было вынесено определение Верховного Суда, речь шла об использовании фотографий в информационном обзоре, где фотографии действительно играли роль цитат, а не иллюстраций.

 

Фотография как иллюстрация

О том, чем иллюстрация отличается от цитаты, мы поговорили выше. Иллюстрацию можно извлечь из текста без потери текстом своего смысла (или без существенного искажения смысла). Иллюстрация, следовательно, — это факультативный материал, усиливающий восприятие текста и дополняющий его. В большинстве споров суды расценивают фотографии именно как иллюстрации.

Использование же иллюстраций без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения, не нарушая при этом закон, допускается только в одном случае – в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью (подпункт 2 пункта 1 ст. 1274 ГК РФ). При этом, как и в случае с цитированием, обязательным является указание автора и источника заимствования.

Необходимо обратить внимание на то, что свободное иллюстрирование, о котором идет речь, не допускается на интернет-сайтах, в том числе в сетевых изданиях (даже если они учебного характера).

В отличие от цитаты, в качестве иллюстрации фотография может быть воспроизведена как полностью, так и частично. Обязательными признаками иллюстрации, воспроизводимой без согласия правообладателя, являются следующие:

  1. Фотография, используемая в качестве иллюстрации, должна быть правомерно обнародована.
  2. Свободное воспроизведение фотоизображения в качестве иллюстрации допустимо только в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера.
  3. Объем иллюстрации должен быть обусловлен учебной целью. В данном случае цель иллюстрирования, таким образом, также имеет большое значение.
  4. В обязательном порядке должен быть указан автор фотографии и источник заимствования.

 

Фотография как информация по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам

В марте 2014 года Федеральным законом № 35-ФЗ были внесены изменения в Гражданский кодекс РФ, позволяющие (если верить Пояснительной записке к законопроекту) существенно упростить оборот информации в сети Интернет и предотвратить неоправданно высокие риски пользователей, осуществляющих репосты сообщений и фотографий, появляющихся в Сети.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 ст. 1274 Гражданского кодекса РФ (в редакции Федерального закона № 35-ФЗ), допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения (но, опять же, с обязательным указанием автора и источника заимствования) воспроизведение в периодическом печатном издании (и последующее распространение экземпляров этого издания), сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения правомерно опубликованных статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера в случаях, если такие воспроизведение, сообщение, доведение не были специально запрещены автором или иным правообладателем.

В этой довольно сложной и запутанной формулировке можно разглядеть (то, что мы подчеркнули и выделили курсивом), что произведения (а фотографии относятся к произведениям), доведенные до всеобщего сведения (таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору), могут в дальнейшем воспроизводиться (в том числе повторно доводиться до всеобщего сведения) без получения специального согласия правообладателя. При этом такие фотографии для подтверждения правомерности их использования должны отвечать следующим признакам.

  1. Они должны отражать экономические, политические, социальные или религиозные вопросы.
  2. Они должны быть текущего характера, т.е. быть актуальными «здесь и сейчас» в момент их использования (например, недопустимым будет их использование для последующей аналитики).
  3. Использование таких произведений не должно быть запрещено автором или правообладателем (для «поиска» такого возможного запрета следует как можно внимательнее читать условия использования материалов, размещаемые правообладателями на своих сайтах, при этом сохраняется риск того, что правообладатель может «дописать» такой запрет к моменту возникновения спора, а доказывание того факта, что на момент использования фотографии данного запрета не существовало, полностью ляжет на плечи редакции СМИ, использовавшей фотоизображение). Простое размещение правообладателем знака копирайта (на сайте или на фотоизображении) не означает запрета на использование произведения.
  4. Фотография должна быть обнародована в первоисточнике, используемом для заимствования, правомерно, т.е. либо самим правообладателем, либо с его согласия и с указанием автора (обязанность удостовериться в правомерности такого обнародования лежит на том, кто решает использовать данное произведение для целей воспроизведения).
  5. Обязательным является указание автора фотографии и источника заимствования.

Несмотря на то, что данное основание свободного использования фотографий является практически «идеальным» для большинства СМИ и интернет-сайтов (именно оно служит юридической основой для значительного числа «расшариваний», «лайков» и репостов), оно по-прежнему остается достаточно рискованным за рамками социальных сетей по следующим причинам:

  1. За три года действия данной нормы Гражданского кодекса РФ (в приведенной редакции) так и не сложилось какой-либо судебной практики по ее применению (пример одного из немногочисленных судебных решений, где Суд по интеллектуальным правам упомянул данную норму, можно посмотреть здесь). В связи с этим о перспективах разрешения спора, связанного с использованием фотографии (а равно любого другого произведения) по этому основанию говорить с полной уверенностью по-прежнему невозможно.

2. Обязанность проверки правомерности обнародования произведения в источнике, из которого предполагается осуществить заимствование, возлагается на лицо, осуществляющее заимствование. На нем же лежит обязанность доказывания (в случае спора) того, что фотография отражает исключительно текущие экономические, политические, социальные или религиозные вопросы. Судебная практика не дает однозначного ответа, что можно относить к таким вопросам.

3. На лицо, осуществившее воспроизведение фотографии по данному основанию, ложатся все риски неблагоприятных последствий, если не удастся доказать правомерность использования изображения, включая выплату компенсации.

 

Вывод — наиболее безопасными с юридической точки зрения способами использования фотографий являются следующие:

  1. Использовать собственные фотографии
  2. Пользоваться проверенными фотобанками или бесплатными фотостоками, лицензии которых допускают свободное использование фотографий
  3. Получать письменное согласие правообладателя фотографии
  4. Использовать фотографии в качестве цитаты, иллюстрации или произведения «по текущим вопросам» при условии соблюдения требований и условий, о которых мы сказали выше.

А если Вы уже стали участником судебного спора в связи с использованием фотографии, либо обнаружили факт незаконного использования принадлежащих Вам фотографий, свяжитесь с юристами IMLEX.PRO. Также Вы можете подробнее ознакомиться с нашими услугами судебного представительства и юридическими решениями в сфере защиты интеллектуальной собственности.

 

Артур Мочалов

Сооснователь, управляющий партнер IMLEX.PRO, кандидат юридических наук