Использование чужих фотографий. Как не нарушить авторское право. Часть 1 — IMLEX.PRO
imlex@imlex.pro +7-922-204-13-31

Использование чужих фотографий. Как не нарушить авторское право. Часть 1

Использование фотографий в СМИ

Общаясь с редакторами СМИ и блогерами, мне часто приходится слышать такие фразы: «Мы берем фотографии из открытых источников в Интернете и публикуем их в газете (журнале, на сайте etc.)». К сожалению, у нас распространено заблуждение, что если что-то «лежит» в Сети – значит, это «ничье», которое можно использовать по своему усмотрению. Но по законодательству дело обстоит далеко не так. Любая фотография, где бы она ни была выложена, имеет своего автора и правообладателя. Право использования фотографий, по общему правилу, принадлежит правообладателю и допускается только с его согласия и с указанием автора. Использование фото без разрешения дает правообладателю основания требовать от лица, допустившего нарушение, выплаты компенсации в размере до 5 миллионов рублей (причем за каждый факт использования) — таков установленный Гражданским кодексом РФ размер компенсации за нарушение исключительных прав. В этом материале IMLEX.PRO помогает разобраться, какие фотоизображения и на каких условиях можно использовать в СМИ или на сайте, чтобы не подвергать себя правовым рискам. В первой части по традиции — немного теории.

Кто такие автор фотографии и правообладатель?

Гражданский кодекс РФ относит «фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии» к числу объектов авторских прав, которым предоставляется правовая охрана (п. 1 ст. 1225, п. 1 ст. 1259 ГК РФ). Будучи объектом авторского права, у фотографии имеются автор и правообладатель.
Автор – это лицо, творческим трудом которого создано произведение. Правообладатель – это лицо (причем как физическое, так и юридическое), которому принадлежит исключительное право использования данного произведения. Именно правообладателю принадлежит право разрешать или запрещать использовать произведение (в том числе фотографию). При этом отсутствие запрета не означает согласие.
В большинстве случаев автор и правообладатель совпадают в одном лице.

Например, если вы сделали фотографию на смартфон и выложили ее в социальной сети, вы являетесь и ее автором (поскольку фотография создана вашим творческим трудом), и правообладателем (поскольку именно вы, а не кто-то другой, принимаете решение об использовании этой фотографии и, следовательно, только вы можете разрешать использовать данную фотографию другим лицам или запрещать ее использование).

Первоначально исключительное право на фотоизображение почти всегда принадлежит его автору, однако в дальнейшем он может распорядиться данным правом, передав его другому лицу (например, путем отчуждения исключительного права), но сохранив за собой право авторства, право автора на имя и ряд других прав неимущественного характера (поскольку такие права неразрывно связаны с личностью автора, они не могут быть им отчуждены). В некоторых случаях обладателем исключительного права на фотоизображение может изначально признаваться не сам автор, а другое лицо (например, работодатель автора – в отношении служебного произведения, созданного автором при исполнении трудовой функции). Как видим, здесь автор и правообладатель не совпадают в одном лице.

Например, если в редакции вашего СМИ имеется штатный фотограф, либо создание фотоизображений входит в должностные обязанности журналистов, то исключительные права на фотографии, созданные фотографом или журналистами при исполнении ими должностных обязанностей, будут принадлежать работодателю, т.е. редакции или издательству, заключившему трудовые договоры с указанными работниками.

При использовании фотографии в СМИ или на сайте  следует, таким образом, соблюдать требования, касающиеся как исключительного права на фотоизображение, так и собственно авторского права.

 

В чем заключаются авторские и исключительные права на фотографии?

Соблюдение исключительного права на фотографическое произведение состоит в том, что фотография может быть опубликована только с согласия правообладателя и на его условиях. Соблюдение авторского права на произведение заключается главным образом в необходимости указывать автора произведения (на фотографии, рядом с фотографией или в другом месте в соответствующем выпуске издания или на соответствующей странице сайта, доступном читателю/зрителю/пользователю).

Необходимо сказать, что если на фотографии в Сети отсутствует знак копирайта ( © ), либо сведения об авторе или правообладателе, это еще не означает, что фотография является свободной от чьих-либо притязаний и доступной для использования. Указание знака копирайта – это право, а не обязанность правообладателя, а авторское право состоит не только в праве автора указывать свое имя, но и в праве сохранить свое авторство в тайне. И такой шаг не является отказом от авторства. Не делает фотографии открытыми для использования и факт их нахождения в сети Интернет в т.н. «открытом доступе». «Открытый доступ» Интернета  означает в лучшем случае доступность фотографии для просмотра, но не для его свободного воспроизведения. Практика (в том числе судебная) свидетельствует о том, что у таких «интернетовских» фотографий, как только они тиражируются на страницах какого-нибудь издания или на другом интернет-ресурсе, нередко объявляется хозяин, требующий компенсацию. Поэтому в любом случае лучше не рисковать и на размещать фотографии, правообладатель которых не известен или в отношении которых нет четко выраженного согласия на возможность свободного использования.

 

Как получить согласие на использование фотографии?

Существует два основных способа получения разрешения на использование фотографии от правообладателя:

1. Получить согласие непосредственно у правообладателя (например, обратившись к нему с соответствующей просьбой). Данный способ в юридическом отношении является наиболее надежным, при условии, что правообладатель дал согласие на использование его изображения (изображений) в письменной форме. В этом случае на руках у редакции будет весомый аргумент, который может послужить защитой от необоснованных претензий. При этом в таком согласии следует максимально подробно описать фотоизображение (фотоизображения), право на использование которых передается, а также его технические характеристики на электронном носителе (наименование файла (лучше то, которое автоматически присвоено фотокамерой), размер файла, разрешение и т.д.), лучше приложить копию данного изображения. На практике согласие на использование произведения (в том числе фотографии) чаще всего оформляется лицензионным договором.

2. Присоединиться к условиям, объявленным правообладателем, предоставляющим доступ неограниченного круга лиц к своим произведениям, путем заключения предложенного правообладателем лицензионного договора. По такому принципу работает большинство фотобанков в сети Интернет. Принимая условия фотобанка (т.н. «лицензию»), вы соглашаетесь использовать скачанные из него фотоизображения на тех условиях, которые определены в лицензионном соглашении. Поэтому при оформлении подписки на тот или иной фотобанк следует внимательно изучить условия лицензии, в том числе касающиеся способов использования изображений, территории использования, технических требований и т.д. Лицензии некоторых фотобанков иногда содержат специальные оговорки, к примеру, о том, что фотографии могут использоваться только в некоммерческих целях, либо не могут использоваться на электронных ресурсах. На такие оговорки всегда необходимо обращать внимание, поскольку их несоблюдение может быть расценено как нарушение лицензионных условий со всеми вытекающими последствиями. Большинство фотобанков являются платными сервисами, однако встречаются и бесплатные фотобанки. В некоторых случаях правообладатели, открывая на сайтах доступ к созданным ими фотоизоражениям, прямо разрешают использовать их бесплатно, а порой – даже без указания автора (об этом должно быть прямо и недвусмысленно заявлено на сайте). Считается, что согласие правообладателя на использование таких фотографий уже получено: оно открыто дано в отношении каждого, кто пожелает использовать фотоизображение.

Часто правообладатели выражают свою волю посредством присоединения к глобальной лицензии Creative Commons, допускающей различные варианты использования фотоизображений, в том числе без дополнительного получения согласия и без указания автора. Например, лицензию Creative Commons используют один из самых популярных фотохостингов Flickr, а также сервисы Google и Wikipedia. Например, если в условиях использования сервиса вы видите, что фотографии или другие произведения размещены по лицензии Creative Commons на условии CC BY, это означает, что такие произведения можно использовать свободно, без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения. Условие CC0 означает, что правообладатель вообще отказался от своих прав на такое произведение, и в этом случае при использовании такого произведения не требуется даже указание авторства.

 

Но безопаснее всего с юридической точки зрения, конечно же, использовать собственные фотографии. При наличии возможности, редакциям СМИ и владельцам сайтов следует по возможности использовать фотографии, сделанные самими сотрудниками, поскольку риск претензий со стороны правообладателей в данном случае отсутствует, а при наличии такой претензии вы всегда сможете доказать, что фотография сделана вашей редакцией «своими силами».

Если же сделать фотографию самим не представляется возможным, в фотобанках подходящего фотоизображения вы не нашли, но подобрали в Интернете (вы по-прежнему считаете его «открытым источником» и территорией «свободного доступа»?) пару замечательных «картинок» неизвестного фотохудожника, то будьте готовы к тому, что автор и правообладатель вполне могут дать о себе знать, заявив свои требования о взыскании компенсации, если вы решите воспроизвести их творчество в своем издании или в блоге. Специально для таких читателей во второй части материала мы приведем несколько примеров наиболее типичных споров, связанных с использованием фотографий без разрешения правообладателя.

Артур Мочалов

Сооснователь, управляющий партнер IMLEX.PRO, кандидат юридических наук